Радиовещание в ссср. Зарождение и развитие радио в Советском Союзе Исследование на тему: "Радиопередачи для детей

«Если у вас, товарищи, есть минут двадцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам. Мы расскажем вам...» - примерно так звучали приглашения, доносящиеся из бытовых трансляторов, или, как их тогда называли, радиоточек , которые имелись в каждой квартире и которые играли немаловажную роль в жизни советских людей.

История радиовещания в СССР началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Владимиром Лениным историческое обращение «К гражданам России». Оно известило весь мир о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов.

Чуть позже, во время Гражданской войны, декреты и распоряжения Советского правительства, ноты иностранным государствам передавались двумя радиостанциями: Царскосельской - под Петроградом и Ходынекой под Москвой.

Осенью 1918 года Ленин дал указание ученым разработать радиотелеграф. А 2 декабря того же года подписал декрет «О Нижегородской радиолаборатории». Ее возглавил Михаил Александрович Бонч-Бруевич. В январе 1920 года радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт передал, а Москва приняла по радио человеческую речь.

Настенная «сковорода»

Расцвет советского радио начался одновременно с победой над послевоенной разрухой. В 1921 году из Казани в Москву были доставлены изготовленные группой инженеров усилительные установки. Громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, что дало возможность услышать на улице речь, произнесенную в актовом зале.

В середине 1922 года в Москву из Нижнего Новгорода была доставлена самая мощная на то время в мире 12-киловаттная станция, и уже в сентябре она передала в эфир первый большой радиоконцерт. А еще через месяц вступила в строй радиотелефонная станция имени Коминтерна с радиусом действия 2 тысячи верст.

В марте 1923 года Совнарком СССР утвердил список из 11 городов, в которых должны были ударными темпами построить радиоприемные станции. Они давали возможность слушать для начала научные лекции, передаваемые из Москвы. Первая из них была посвящена великому ученому Николаю Копернику.

В честь очередной годовщины создания Красной армии был передан радиоконцерт, который принимали не только на территории Советского Союза, но и за рубежом. А в 1925 году была введена регулярная передача боя часов со Спасской башни Кремля.

Это произошло не случайно - промышленность СССР начала массовый выпуск уличных громкоговорителей и домашних репродукторов. На выпуск последних марок «Аккорд», ДП, ЛМ-3 были ориентированы такие крупнейшие профильные предприятия, как Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина, Ленинградский телефонно-телеграфный завод имени Кулакова и харьковский «Укррадиограмто» (нынешний «Протон»).

Конструкция выпускаемых ими репродукторов не случайно была весьма примитивной. Черная «тарелка», или, как ее еще называли, «сковорода», по своей цене была доступна любому гражданину, независимо от социального положения в обществе, - хоть наркому, хоть домохозяйке.

«Говорит Москва!»

Выпуск репродукторов в оригинальных красивых корпусах начался только в 50-х годах прошлого века. Так что долгие годы неказистая черная тарелка давала самые разнообразные поводы для переживаний и общения. Как радостные, так и горькие. И люди не представляли себе и дня без прослушивания радио.

Впрочем, до 1930 года в радиовещании, как и во всех новых начинаниях, царил определенный хаос. В недрах Народного комиссариата просвещения, которому была поручена организация трансляций, из-за бюрократических проволочек и отсутствия опыта никак не удавалось определить концепцию радиопередач.

Все формировалось спонтанно, единой сетки вещания не было. Например, в эфир прорывались то первая консультация для крестьян из приемной Председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина, то репортаж с аэростата, пролетающего над Москвой, то предлагалось разучивание народных песен. Причем качество звука оставляло желать лучшего.

Советские писатели того времени иногда с ехидством комментировали эволюцию радиовещания. Например, Слонимский писал: «Присядем на скамейку в парке, и мы скоро услышим в летних сумерках слетающие с высоты слова какого-нибудь гигантского громкоговорителя: "Органическая химия включает изучение всех углеродных соединений"».

В бессмертном романе «Двенадцать стульев» была описана одна из таких «передач» во время визита Остапа Бендера во второй дом собеса.

Один из авторов книги, Илья Ильф, язвительно констатировал в своих записках: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человеческое. Вот радио есть, а счастья нет». Писатель Лев Кассиль озвучил стиль подачи текстового материала: «Размеренный диктант ТАСС: "Точка... По буквам: Петр, Анна, Роман, Иван, Жанна... Париж!"».

С неменьшим сарказмом реагировал загадкой на процесс становления радиовещания и сатирический журнал «Крокодил»: «Стоит стояка, на стояке висяка; а что она орет, никто не разберет».

Но, в конце концов, начиная с января 1933 года, когда сформировался Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, начались значительные подвижки в лучшую сторону.

Еще в 1922 году в Москве по проекту архитектора Владимира Шухова была построена башня высотой около 150 метров из ажурных стальных конструкций. На ней-то и были установлены радиоантенны, транслирующие передачи Всесоюзного радио, позывными которого с 1939 года стали первые такты мелодии песни «Широка страна моя родная».

В каждый дом

К 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 миллионов индивидуальных радиоточек, которым во время войны предстояло сыграть немаловажную роль. Ведь в условиях военного положения все ламповые приемники подлежали сдаче на временное хранение. Проводное радио оставалось одним из немногих источников новостей.

Сводки Совинформбюро с театра боевых действий, передачи типа «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы Верховного главнокомандующего, звучавшие из черных репродукторов, реально поддерживали боевой дух советского населения в тяжелые годы войны.

А что уж говорить о блокадном Ленинграде! По радио читала свои пламенные стихи Ольга Берггольц. А стук метронома, доносящийся из черных «тарелок», звучал для жителей как биение пульса внешне мертвого города.

К середине 1950-х годов сетка вещания была практически сформирована. Передачи начинались в б часов утра с исполнения Гимна Советского Союза, который, ко всему прочему, означал для не имеющих будильников начало рабочего дня. Затем следовали выпуск последних известий и прогноз погоды. Период с 8 до 9 часов считался «детским временем» - передачи «На зарядку становись!» и «Пионерская зорька».

Далее следовала целая палитра передач: от идеологически выдержанных «Ленинский университет миллионов» и «Трибуны международника» до научно-популярных типа «Наука на службе мира». Значительное место в вещании занимали также радиоспектакли и музыкальные выпуски.

Особой популярностью пользовалась передача «В рабочий полдень», через которую все желающие могли не только поздравить родных и знакомых с памятной датой, но и подарить им песню.

1 августа 1964 года в шесть часов утра в эфире прозвучал музыкальный фрагмент песни «Подмосковные вечера». Это были позывные новой круглосуточной программы радиостанции «Маяк». В начале каждого получаса передавались выпуски новостей из-за рубежа и по Советскому Союзу, а потом литературные и музыкальные передачи.

К тому времени в СССР уже были популярны транзисторные приемники. Но параллельно им появились и трехпрограммные комнатные радиоточки, которые кроме программ Всесоюзного радио и «Маяка» транслировали общеобразовательные программы.

Согласно оценкам экспертов, по объемам проводного вещания СССР к 1977 году вышел на первое место в мире - общая длина линий превысила 2 миллиона километров. Постепенно на смену ему пришло телевидение. Но «кухонное радио» до сих пор остается привычным атрибутом быта миллионов людей.

Сергей УРАНОВ

Исследование на тему: "Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда".

Еркушова С. Ю.

Детское радиовещание и, в особенности, детский радиотеатр – тема незаслуженно забытая. Последние исследования в этой области датируются концом ХХ века (в частности, научные труды И. А. Руденко, А. А. Шереля). Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования СССР, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радио для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Гостелерадиофонд содержит все радиопрограммы, записанные в СССР (тогда обязательной была сдача копий передач в базу). Интересно, возможно ли воспользоваться материалами, которые хранятся в архивах. В данной работе мы выясним, как много архивных радиоматериалов, рассчитанных на детскую аудиторию, хранится сегодня в архивах Гостелерадиофонда. Также мы проведем исследование, которое покажет, имеют ли авторские права создатели радиопередач, которые впервые вышли в эфир Гостелерадио до 1991 года. Первой частью нашего исследования станет краткая история радиовещания для детей с 1925 года по 2014 год. Это нужно для того, чтобы понять, насколько богатым должен быть архив Гостелерадиофонда, который в радиопередачах для детей используется сегодня крайне редко.

Краткая история детского радиовещания.

1925 г. – журналы «Радиопионер» и «Радиооктябренок» . 1929 г. – были открыты еще четыре радиожурнала, нацеленные как на сельских, так и на городских маленьких жителей. 1 октября 1934 г. - выход передачи «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька» ). Выходила она на первой программе Всесоюзного радио ежедневно в 7:40 утра, а по воскресеньям – в 10:05, ее хронометраж – 20 мин. В выпусках радиогазеты «Пионерская зорька» слушателям рассказывали о главных стройках, лучших достижениях в науке и технике и о жизни советских школьников. Именно «Пионерская зорька» создала конкурс «Юнкоры – рыцари пера», в котором мог принять участие любой ребенок. Очерки, стихи, рассказы – все это приходило в редакцию «Зорьки» в огромных количествах. 1930-е гг. – время, связанное с именем режиссера Розы Марковны Иоффе. Первые передача Р. Иоффе были сделаны для дошкольников – это «Маша-растеряша», «Горошина» и игра «Петрушкина почта» . Все эти передачи вышли до войны. Весна 1944 г. – ежемесячная игра-загадка «Угадай-ка», автор Сергей Богомазов. «Казалось бы, герои передачи обращались к своим слушателям с одним и тем же: «отгадайте загадку». Однако ни одна передача не была похожа на другую, они отличались содержанием тех разговоров, которые любимые герои вели с детьми… На каждый выпуск передачи дети присылали письма. Не десятками, не сотнями, а десятками тысяч… Самые интересные письма… он (Сергей Богомазов – прим. автора) включал в последующие выпуски»

1. Август 1945 г. – еженедельная программа «Внимание, на старт!». Просуществовала почти 40 лет. Ведущие рассказывали слушателям об известных спортсменах, звали их в студию, где чемпионы рассказывали, как они били рекорды и с чего начинали свою спортивную карьеру. 31 декабря 1945 г. – первый выпуск детского географического журнала «Клуб знаменитых капитанов» . В нем персонажи детских литературных произведений рассказывают об открытиях. Авторы передачи – В. Крепс и К. Минц. Октябрь 1946 г. – ежемесячный литературный радиожурнал «Невидимка». В программе рассказывали о новинках литературы. Передача была направлена на углубление школьных знаний в области литературы и литературоведения. Помогали в этом ребятам Л. Кассиль, В. Инбер, В. Каверин, С. Михалков, К. Паустовский.

Декабрь 1947 г. – появление образовательной передачи «Радиоклуб юных географов» . Разные ученые – географы, биологи, зоологи, - а также моряки и даже летчики рассказывали своим слушателям о том, как проходят настоящие экспедиции, как совершаются открытия и что значит «написать научную работу». Апрель 1948 г. - передача «Музыкальная шкатулка» , где каждый желающий мог передать приветы всем, кому только захочет. 1949 г. - Р. Иоффе был создан легендарный спектакль по сказке А. Н. Толстого «Буратино». Имя этого режиссера тесно связано с историей детского радиотеатра. Легендарным он стал не только благодаря замечательному сценарию и исполнению – в этой программе Р. Иоффе впервые использовала прием, который позволил создавать «сказочные» голоса. Она записала голос единственного актера сказки – Н. Литвинова – на медленно движущуюся пленку и затем пускала ее с нормальной, повышенной или пониженной скоростью. Так Буратино и другие герои сказки, которых также озвучивал Литвинов, обрели свои волшебные и абсолютно разные голоса. «Из художественного вещания прием «буратино» достаточно быстро перешел в арсенал средств журналиста», - читаем мы в книге «Радиожурналистика»

2. Кроме «Буратино», Р. Иоффе было поставлено множество спектаклей для детей и взрослых. Детский радиоспектакль «Хозяйка медной горы» был составлен режиссером из четырех переделанных сказок П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок» и «Горный мастер». «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»

3. Сама режиссер говорила так: «Слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»

4. Всего под руководством Р. Иоффе было поставлено около 200 радиоспектаклей, среди которых «Оле Лукойе», «Нос», «Каштанка», «Ванина Ванини». Музыка и звуки, шумы – вот основные составляющие любого радиоспектакля, поставленного Р. Иоффе

5. С помощью шумов она переносила слушателя из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или услышать, как бьется о скалы море. «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»6. Март 1954 г. - цикл научно-популярных передач для юношества «Мир, в котором мы живем» . Цикл включал в себя четыре раздела: «В мире невидимого», «Вселенная и атом», «Руками человечества», «В мире миров» . И в каждом разделе ребята слушали занимательные и полезные очерки и беседы

7. Апрель 1958 г. – географическая радиоигра «Путешествие по любимой Родине». Декабрь 1963 г. - просветительско-воспитательная передача – «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). В форме радиоигры в течение сорока минут ведущие разговаривали на злободневные темы. Вот только ведущими были не люди, а животные. Председатель КОАППа – Кашалот – собирал вокруг себя помощников: Рака, Птицу- Секретаря, Гепарда, Сову. Вместе они садились на Большой Поляне на берегу Лесного Озера и обсуждали все, что происходит в их лесу – для детей это были забавные факты их мира животных. Передача была детской, но политический контекст в ней иногда читался. Апрель 1970 г. – познавательная программа о литературе «В стране Литературии» (позднее выходила под названием «Путешествие в страну литературных героев» ). В форме радиопьесы постоянные герои передачи – профессор литературы Архип Архипович и школьник Гена – вместе со слушателями и, зачастую, с Шерлоком Холмсом и доктором Уотсоном распутывали странные истории, связанные с разными произведениями литературы. 1972 г. – программа «Радионяня» . Слова из музыкальной заставки этой передачи – «Радионяня, радионяня, есть такая передача» - помнит несколько поколений детей. В передачу приглашали известных писателей-сатириков. 1976 г. – 14 радиопостановок. Это и инсценировка повести Алексина «Мой брат играет на кларнете» («Из дневника девчонки»), и «Венский вальс» по одноименной повести Анчарова, и постановка повести Астафьева «Перевал», и композиция «Пушкин мой всегда жив», построенная на стихах и письмах поэта и воспоминаниях современников. 90-е гг. – литературно-драматические программы почти исчезли из эфира. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от хронометража более часа, который необходим для передачи радиоспектаклей, сократилось. А. А. Шерель отмечает, что «кое-кто из практиков радио пришел к выводу о неперспективности литературно-драматических программ и о «естественной» смерти этого направления вещания»

8. Конец 90-х гг. – работники радио поняли свои ошибки и коммерческие радиостанции стали возобновлять работу над радиотеатром. Но в соответствии с графиком современных радиостанций многосерийные спектакли стали разделять на несколько десятков передач хронометражом 8-12 минут каждая. Затем станции постепенно вернулись к радиопроизведениям, которые были взяты, по большей части, из фондов детского радиотеатра советского периода. Например, станция «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме радиостанции «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занимается «Радио России». В эфире этой станции можно услышать семь передач, ориентированных на детскую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой». Но семи программ, безусловно, недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности детей в радиоспектаклях и информации в целом. 25 декабря 2007 г. – появление «Детского радио» - «единственной в России радиостанции, вещание которой целиком посвящено детям»9. Программа «В стране литературных героев», которая выходит в эфире радиостанции - это модернизированная версия советской передачи, о которой мы говорили ранее. Но последний ее выпуск вышел довольно давно - в сентябре 2012 года. Кроме этой, в эфир радиостанции выходит множество передач с похожими названиями («В гостях у сказки», «Маленькие истории», «Короткие сказки»), которые транслируют сказки, однако радиоспектаклей, рассчитанных на старших детей, не хватает. Как не хватает и научно-популярных программ.

Материал взят с https://vernsky.ru/pubs/5421/Radioperedachi_dlya_detey_Arhivy_Gosteleradiofonda_Yuridicheskoe_litso_obladatel_pervonachalnyh_avto?view_mode=text

Экспериментальное телевизионное вещание в России началось ещё в 30-х годах. 1 мая 1931 г. в эфир переданы сигналы, несущие изображения. А уже 1 мая 1932 г. по телевидению был показан первый небольшой звуковой фильм. Первая передача малострочного телевидения из Москвы – уже не экспериментального, а регулярного – состоялась 15 ноября 1934 г. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Летом 1940 г. в программах стали появляться информационные сообщения, которые читал (в кадре) диктор радио. Как правило, это были повторения радиовыпусков «Последних известий».

22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР. Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакция. Впоследствии (в 1954 г.) были созданы киноредакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.

В новые редакции в 1954 г. пришли работать – впервые в практике телевидения – журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.

В 50-е годы на отечественном телевидении происходит становление таких жанров как очерк (Рябчиков), репортаж (Фокин, первомайская демонстрация, фестиваль). 1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади. Однако окончательно и бесповоротно оперативный событийный репортаж завоевал права гражданства в советском телевидении в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г.

Именно в начале 1957 г правительство приняло решение о выведении радио и телевидения из системы Министерства культуры. Был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.

Рост аудитории телевидения вызвал с середины 50-х годов потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи; с расширением зоны приема ЦСТ – программы для работников сельского хозяйства. В 1954–1958 гг. в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание» и др. Все студии телевидения, открывавшиеся во 2-й пол. 50-х годов, включали в свои программы не менее двух-трех ежемесячных журналов. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные передачи, построенные на местном материале.

Два важнейших жанра информационной публицистики – репортаж и интервью – на первых порах могли успешно существовать и даже развиваться в рамках «живой» передачи. Во второй половине 50-х годов эти жанры занимают в программах место, достаточное для того, чтобы посредством интервью и репортажа, сочетаемых с заметкой («сюжетом») в бюллетене новостей, телевидение начало выполнять свою информационную функцию, столь важную в наши дни.

В жанрах художественной публицистики условия решения задачи гораздо сложнее. Роль очерка в системе средств массовой информации определяется спецификой жанра: фактического, документального по материалу и вместе с тем художественного по средствам выражения.

Постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года «О дальнейшем развитии советского телевидения»

Этим постановлением был форсирован процесс развития телевидения, процесс раскрытия его возможностей. ЦК партии обратил особое внимание на то, что телевидение становится одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта. Телевидение, как и вся журналистика, служило партийной пропаганде, а, следовательно, интересы партийного руководства ставились выше интересов народа.

До 1960 г. штатное расписание студий предусматривало только одну категорию литературных работников – редакторов. Вся литературная работа, в том числе и репортерская, выполнялась редакторами, во многих случаях не имевшими ни опыта, ни специального журналистского образования (это были педагоги, историки, агрономы, юристы и т. п.), и внештатными авторами. Первая в стране кафедра радиовещания и телевидения была создана в 1958 г. на факультете журналистики Московского университета, но ее выпускников было явно недостаточно для комплектования штатов новых телестудий.

60-е годы для телевидения – этап серьезного расширения публицистического вещания. Началось широкое использование постоянных рубрик (разделов) информационных и публицистических программ. Метод четкой рубрикации материалов свойствен прессе, газете в частности; определяется он стремлением, во-первых, более полно удовлетворить интересы определенной социальной группы читателей; во-вторых, способствовать стабильности аудитории.

Наиболее удачные программы существовали на телеэкране более 40 лет. Это – «Кинопанорама», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и некоторые другие.

В качестве характерного примера информационной публицистики 60-х годов рассмотрим еженедельное обозрение текущих событий «Эстафета новостей», впервые появившееся в эфире в декабре 1961 г. Использование феномена непосредственности (и связанной с ним импровизационности) было провозглашено творческим принципом этой программы.

Основные жанры «Эстафеты» – интервью, беседа, комментарий. В первых 100 выпусках «Эстафеты» приняли участие около трех тысяч человек. Работники «Эстафеты новостей» выдвинули на первый план, в прямом и переносном смысле, личность журналиста, персонификацию сообщения. Однако уже в 1964–1965 гг. начался спад популярности этой программы. «Телевизионные новости» по мере своего развития отбирали у нее все больше и больше общественно значимой оперативной информации, которую мог бы сообщить (а прежде и сообщал) ведущий этой передачи. Процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков ТН, и в нестабильности форм сообщений, поиски которых велись зачастую хаотично, бессистемно.

1 января 1968 г. программа «Время». «Время» сообщало аудитории о важнейших событиях дня, стремясь к стабильной форме, близкой к газете. Но только с 1972 г. аудитория Центрального телевидения получила уверенность в том, что с 21.00 до 21.30 можно будет узнать о событиях дня. Служба новостей телевидения давала неполную картину действительности – отражались только положительные аспекты жизни страны. Но одностороннее рассмотрение жизни было характерным для советской журналистики в целом.

Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения, промелькнули на телеэкране еще в 1957 г., но лишь к середине 1960-х годов сполна раскрылось их значение. Успех начавшейся 8 ноября 1961 г. передачи «Клуба веселых и находчивых» (КВН) превзошел все ожидания; КВН был подчинен жесткому сценарию Однако принцип импровизационности продолжал декларироваться появление видеомагнитной записи позволило руководящим работникам «идеологического фронта» изымать из программ нежелательные для них моменты. И редакторы (а точнее – цензоры) КВН пользовались этой возможностью в полной мере.

Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизационные действия, выявленные и развитые в передачах КВН, были впоследствии использованы в ряде других циклов, близких по структуре: «А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «Мастер – золотые руки», «Семь раз отмерь...», «Что? Где? Когда?» и т. п.

Говоря о принципиально новых для 60-х годов формах вещания, необходимо отметить художественно-публицистическую программу, называвшуюся первоначально «Телевизионное кафе», а впоследствии – «На огонек», «На голубой огонек», затем «Голубой огонек». Эта еженедельная субботняя передача, впервые вышедшая в эфир 5 апреля 1962 г., была одной из популярнейших: в течение нескольких лет

Заметим, что период развития публицистики начался после XXII съезда КПСС (когда в эфире появились «Эстафета новостей», «КВН», «Голубой огонек» и другие важные программы) и, в определенном смысле, закончился в 1968 г. после так называемой «Пражской весны». Мы говорим об этом для того, чтобы яснее стало положение: деятельность телевидения находится в прямой зависимости и от политической, и от экономической ситуации в стране.

Процесс становления радиовещания в нашей стране делится на следующие этапы.

1. В конце 19 века А.С. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван грозоотметчиком. Затем Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму. Заинтересованность многих ведомств в дешевой и относительно доступной связи привело к широкому строительству радиостанций на территории России. Уже к 1917 году в России была создана сеть стратегических станций, обеспечивающих устойчивую связь центра страны с окраинами. Значительными радиотехническими средствами располагал и военно-морской флот. Третья сеть принадлежала Главному управлению почт и телеграфов, и служило для гражданской радиосвязи. Для передач использовалась азбука Морзе.

2. При вооруженном восстании большевистской партией накануне Октября, особое место отводилось немедленному овладению и широкому использования основных средств связи - телефона, телеграфа и радиотелеграфа. Сеть мощных станций, находившихся в центре событий в Петрограде, оказалась чрезвычайно благоприятным фактором для развертывания переворота. Уже во время подготовки Октябрьского вооруженного восстания, большевистская партия использовала радиотелеграфные станции как новый канал социального управления .

Функцию централизованной информационной службы стали выполнять Бюро печати и Петроградское телеграфное агентство. Отсюда поступали тексты, которые передавались по радио- декреты постановления, приказы и т. д. Характер взаимоотношений информационных органов с ра­диостанциями существенно изменился с момента создания (сентябрь 1918 г.) РОСТА, по существу, стало радиотелеграфным агентством. «Радиовестник» РОСТА представлял собой сложную радиопередачу, систему оперативных сообщений, в которых находили последовательное отражение все важнейшие события.

В 1921 году состояние прессы характеризуют резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия де­нежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов, плюс к этому полная разрушенность аппара­та распространения. В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность опера­тивной информации умножалась на возможность массового охва­та ею широких кругов населения. Таким образом, форма газеты по радио порождена не примитивным представлением о возмож­ностях нового канала информации и пропаганды, а выдвинутыми властью требованиями к радио.

Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не только с политических, но и с литератур­но-художественных программ - радиоконцертов . В художественном вещании формируются два театральных направления. Театр у микрофона - спектакль, прошедший на сцене театра и переданный в эфир с соответствующими комментариями; радиотеатр - спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сцена­риям, написанным специально для радио.

Результаты анкетирования поставили вопрос о создании нескольких радиогазет, каждая из которых имела бы свою специфическую аудиторию. Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую - ежедневную, и крестьянскую. Возможность активизировать эмоциональное состояние ауди­тории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. 4 октября 1924 г. в день похорон М.В. Фрунзе был организован первый радиорепортаж с Красной площади.

По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разде­лить на: - общественно-политические; - просветительские; - развлекательные. По форме радиосообщения этого исторического периода пред­ставляется возможным разделить на: - радиособрания; - радиопереклички; - радиолекции; - радиоконцерты.

1928 год по праву можно считать переломным в истории радио. В июле1928 года Совет Труда и Обороны принял постановле­ние "О реорганизации радиовещания". По нему организация и управление радиовещанием СССР возложены на почт и телеграфов (Наркомпочтель). В структуре Народный комиссариата было образовано специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный комитет по радиовещанию.

С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания. Сетка дифференцировала и строго регламентировала направленность передач, а главное - их объем. Принципы ее составления основывались на учете интересов разных групп слушателей, которым адресовались программы. Наполнение сетки конкретными передачами позволяло работать по более строгому плану. Революционную роль в разви­тии вещания сыграла звукозапись. Эксперименты по ее использованию начались с конца 20-х годов и продолжались, пока магнит­ная звукозапись не утвердилась как наиболее эффективная. Звукозапись позволила монтировать различные документальные записи, музыку, шумы, «манипулировать» звуковым материаломс целью дос­тижения наиболее яркого, полного, глубокого отражения дей­ствительности в звуке. В результате творческого освоения ее воз­можностей появились новые формы и жанры радиожурналистики: радиоочерк, радиофильм, радиорепортаж. Особенно заметным явлением в программах 30-х годов стали радиофильмы, разновидности композиции, в полной мере ис­пользовавшие монтаж документов, музыки, игровых драматизи­рованных сцен. Одновременно в эфир пришли новые формы вещания, свя­занные с отражением массовых сцен жизни: радиомитинги, ра­диопереклички, радиособрания. Первый радиомитинг прозвучал еще в 1927 г.

Предметом острых дискуссий являлась легкая музыка на радио. Особые нарекания со стороны авторитетных советских музыкантов и композиторов вызывала танцевальная и джазовая музыка. Однако уступая пожеланиям определенной части аудитории, музыкальная редакция планировала концерты легкой и танцевальной музыки в ночное время. Это было одной из наиболее доступных форм противодействия радиоцензуре, которая уже полностью сложилась к этому времени.

Начало 30-х годов произошёл старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информаци­онно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьни­ков - "Пионерская зорька" (под названием "Утренняя зорька" выходила с 1 октября 1934 года); просветительские программы, которые, как правило, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; и радиотеатр , в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.

Наконец, в 1928 году серьезным изменениям подвергаются программы радиотеатра: появляется цикл радиоспектаклей, в которых уже в комплексе используются выразительные средства радио.

В эти годы возникла и особая тональностьрадиопередач. Тор­жественная, эмоционально-приподнятая, жизнеутверждающая. Она пронизывала многие жанры радиожурналистики.

Тяжелейшим испытанием для коллектива Радиокомитета и всего радиостроительства было сфабрикованное в недрах НКВД в 1935 г. «дело Радиокомитета», своеобразный юбилей десятилетия советского регулярного радиовещания, в результате которого весь руководящий состав был снят с партийными взысканиями и в дальнейшем репрессирован.

С ликвидацией радиогазет произошла существенная перестройка эфирной сетки «вещательного дня». Соотношение информационных и документальных передач резко уменьшилось в пользу чисто пропагандистских радиопрограмм. Невысокий профессиональный уровень текстов, однообразие жанров превратили речевой эфир второй половины 30-х гг. в однообразный фон. Так в целом завершилось формирование мощного пропагандистского канала. С 1940 г. все виды цензуры радиовещания были сконцентрированы в руках Главлита.

43. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (на выбор студента).

Советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в демократических завоеваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина «Об основах ленинизма», «Краткий курс истории ВКП(б)» и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Война сразу же изменила весь облик советской печати: Увеличивается количество военных газет. Уменьшается объём гражданской прессы. Более чем в 2 раза сократилось число даже центральных газет. Значительно сократилось число местных изданий. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».

Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

Меры по перестройке печати позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте.

К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР

Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага.

Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!»…

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный сокол».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран.

В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание , первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!».

О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в различных городах нашей страны (в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре). В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны.

На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета».

Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев.

Уже в 1941 г. немцы начали налаживать и свое радиовещание.

Каждодневно гитлеровские газеты и радио уверяли читателей и радиослушателей в провале советской армии, в несостоятельности большевизма, в том, что Англия и США слабее Германии, сообщали о том, что Германия победит.

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов, А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов.

Большое значение во время войны имело слово. Пресса несла определённую идеалогию, поднимала боевой дух солдат. Также в её функции входила передача опыта, видов обороны и другой информации, необходимой для успеха советской армии.

В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений.

1. «Театр у микрофона». Во время этой передачи транслировались радиоспектакли. Перед радио стояла задача: популяризировать лучшие литературные произведения русской и советской классики. Надо сказать, что эту задачу оно выполняло. И дети, и взрослые, примкнув к радиоприемникам, слушали неповторимые голоса Алексея Грибова , Юрия Яковлева , Евгения Самойлова , Бориса Смирнова , Николая Плотникова . Звучали пьесы советских и зарубежных классиков, а также оперы и оперетты. Тексты многие слушатели знали буквально наизусть!

2. Помимо «Театра у микрофона» были и «Литературные чтения». Во этой радиопередаче произведения читали выдающиеся актеры: В. Тихонов , Л. Касаткина , П. Кадочников. Настоящий удовольствие было слушать «Тихий Дон» или «Хождение по мукам», которые читали еще в детстве, в исполнении любимых актеров.

3. «Пионерская зорька». Это своеобразная радиогазета, выходившая ежедневно утром. Она была предназначена для школьников. Ведущие рассказывали о жизни пионерии, страны, делали соответствующие репортажи, интервью, радиоочерки. Для выпуска передачи приглашались известные артисты, музыканты, поэты. Песни для радиогазеты писали такие композиторы, как М. Иорданский , А. Островский , Е. Крылатов, О. Хромушин , С. Соснин, Ю. Чичков, А. Пахмутова . Передача выходила в эфир целых 66 лет! Она прекратила свое существование с рападом СССР .

4. Еще одна утренняя радиопередача так и называлась «С добрым утром!». Она была юмористической. В радиопередаче была рубрика «Архивариус (Коллекция сведений, не слишком известных)», которую вел Георгий Вицин , а также «Справочное бюро», роль дежурной которого исполняла Вера Орлова . «С добрым утром!» была настолько популярной, что на нее даже делали пародии. Ее участниками в разное время становились Аркадий Арканов, Владимир Винокур, Михаил Жванецкий , Роман Карцев и Виктор Ильченко , Иосиф Кобзон , Георгий Милляр, Аркадий Райкин , Тарапунька и Штепсель, Эдуард Успенский .

5. Очень популярны были и детские радиопередачи. Например, «Клуб знаменитых капитанов» - известный многосерийный радиоспектакль для детей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Персонажами спектакля были герои популярных приключенческих книг: Капитан Немо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад -мореход, Робинзон Крузо. Роль библиотекарши Марии Петровны исполняла Софья Гальперина , её помощницы Катюши - Наталья Львова .

6. «Радионяня» - образовательная программа для младших школьников на всесоюзном радио. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения. Детей в эфире даже учили мыть полы и сочинять стихи, а также рассказывали им о людях, которые посвятили свою жизнь детям. Автором передачи был Эдуард Успенский, а еще Аркадий Хайт (автор наиболее безупречных интермедий «Веселые уроки»), Лион Измайлов , Ефим Смолин и многие другие поэты и писатели-юмористы. Программа просуществовала почти тридцать лет.

7. «Встреча с песней». Премьера состоялась на Всесоюзном радио в 1967 году. Это прародитель «Песни в подарок», которая пользовалась популярностью уже позже в эфире телеканалов. Передача шла около часа. За это время в студию дозванивались слушатели, которые рассказывали личные истории, так или иначе связанные с какой-либо песней. Эту песню и ставил ведущий после рассказа. Передача достойно выдержала многие перестроечные испытания и, став короче на десять минут, всё же сохранилась в эфире - теперь уже «Радио России ».